Четверг, 19 апреля 2018
ruarzh-CNenfrdeitfaptesyi

Pleinairs 1

  • Следующая выставка:
  • в РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ (МАХЛ РАХ)
  • 02-08 марта 2018 года
  • Регистрация: до 25 марта 2018 включительно
  • Формы участия: ОЧНО и ЗАОЧНО
A+ R A-

Весенние пленэры

ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ
АВТОР
Карасев Ю.В.

 

PaintingRAWOch26Работая красками на пленэре, нужно почувствовать натуру в воздушной среде пленэра и научиться передавать цвет как совокупность, мозаику рефлексов, так как они более сильно выражены на природе, чем в мастерской.

Нужно научиться видеть рефлексы от неба, травы, земли и других предметов окружающей среды.

Все предметы, отражая, рассеивают свет, одни больше, другие меньше. Игра света и рефлексов видна на предметах, поверхность которых хорошо отражает свет. Особенно выразительно видна игра рефлексов на белых предметах, отражающих почти весь падающих световой поток.

Поэтому в постановках на пленэре желательно выбирать более светлые тона.

Все темные предметы отражают только часть падающего на них светового потока, поэтому рефлексы на них менее ясны.

На пленэре сложность работы заключается в том что, говоря словами Делакруа, «в сущности, нет теней вообще, есть только рефлексы».

При работе в мастерской мы можем передать форму предметов светотенью, не обращая особого внимания на рефлексы. Но если мы увлечемся одними рефлексами на пленэре, то потеряем форму предмета, его локальный цвет.

Только цветовые отношения обеспечивают восприятие формы предмета с восприятием ее целостного цвета. Закон отношений лежит в основе живописи русских художников пленеристов.

Начиная работать на пленэре, первые дни необходимо сделать несколько коротких этюдов по одному сеансу. Стараться работать быстро и энергично, чтобы почувствовать новую среду и «освежить палитру», работать более яркими красками, почувствовать солнечный свет и воздушную среду, как говорят художники, «расписаться».

На втором этапе работы на пленэре нужно поставить постановку, освещенную солнцем, и постановку, расположенную против света. Эти два этюда заставляют изображать натуру различными методами.

В первом случае постановка освещена солнцем, форма лепится ясно, на ней есть все: свет, тень, полутень и рефлексы.

Во втором случае эта же натура находится против света. За натурой находится освещенная поверхность, а натура выглядит плотным пятном против света. Поэтому надо более точно найти цветовые отношения. Чтобы лучше выразить натуру, форму приходится лепить больше рефлексами, так как натура освещена отраженным светом других предметов.

Следующее задание: постановка среди листвы деревьев, через кроны которых пробивается свет. Можно поставить молодую девушку в светлой, почти белой, блузке и красном сарафане. Постановка выразительная и сложная для выполнения, так как в ней много цветовых и тоновых градаций.

В кружеве кроны деревьев появляются бледно-фиолетовые, зеленые, голубые тени и полутени. Холодные голубые, фиолетовые, зеленые цвета разбиваются золотистым теплым цветом. На постановку влияют рефлексы от неба, от освещенной земли и травы. В каждой детали жизнь солнечного света.

Центр этого цветового многообразия - светлая блузка, освещенная солнцем и «золотая голова». Активным пятном является красный сарафан, который служит дополнительным цветом к зеленой листве деревьев, полной многообразных рефлексов.

Сложность работы заключается в том, что во время работы быстро меняется свет, шевелится листва, изменяется солнечное освещение, и там где был свет, появляется тень. Поэтому нужно оставлять удачные места живописи, получившиеся при одном освещении. При изменении света не нужно переписывать каждый раз места, где верно найдены цветовые отношения. Для выполнения такой работы нужно много сеансов.

Примером может служить работа художника В. Серова «Девушка, освещенная солнцем», над которой он работал все лето.

Еще необходимо выполнить работу при вечернем освещении. При работе над постановкой при вечернем освещении нужно обратить внимание на то, что вечернее освещение заходящего солнца меняет цвет предметов, заставляет их светиться, зажигая оранжевые, желтые, красные цвета. Тело становится бронзовым и золотистым, тени синеют. Вечернее освещение сближает краски освещенных предметов. Работа над постановкой при вечернем освещении требует более плотных цветовых отношений. В этой работе совершенно иная палитра и другая тональность, чем в постановках, написанных утром или днем.

Параллельно на случай пасмурной погоды, когда невозможно писать постановку, освещенную солнцем, можно писать этюд при рассеянном свете.

Серая погода, когда освещение длительное время мало меняется, располагает к длительной, спокойной работе с подробной моделировкой формы предметов. Особое внимание уделяется подчинению проработанных деталей этюда общему колориту, цветовой гармонии.

Особенность работы на пленэре состоит прежде всего в передаче многообразия солнечного освещения и воздушной среды. Это требует быстрого письма мазками техникой «a la prima». Для этого необходимо иметь большое количество различных красок. Важную роль играет общая тональность этюда. Этюд, написанный утром, пишется в светлой тональности, краски в нем будто прозрачные.

Этюд, написанный днем, имеет при ярком свете тоже светлую тональность, при сером свете тональность этюда уплотняется. В вечернем этюде краски сгущаются, тональность этюда становится плотнее. В этом и состоят особенности пленэрной живописи.

По материалам сайта: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5664 

Осенний пленэр

Осенний пленэр

Юлия Никитина

 

PaintingRAWOch27Речь пойдет не о теплой и погожей осени, а о периоде, когда уже достаточно холодно, ночью регулярно бывает минус, начались ветра и туманы - а время самое красивое. Я стараюсь выходить на природу вплоть до первого снега, пока хватает сил и здоровья. Так вот, с чем приходится бороться и как себе можно помочь?

1. Холод

Если идти на пленэр, одежду надо подбирать с учетом того, что придется долго сидеть на одном месте. Если нужно будет далеко идти по сложному маршруту, теплую одежду лучше не надеть сразу, а взять с собой. Плохая идея перегреться и пропотеть по дороге, а потом сесть рисовать и простыть. Если чувствуете, что дорога дается вам тяжело, и вы слишком сильно потеете, надо остановиться и немного отдохнуть, а потом идти дальше. Особенно это важно в северных горах.
Наученная горьким опытом, я складываю в рюкзак шапку, перчатки, дополнительный свитер, шарф и дополнительные носки, и натягиваю на себя все это, уже поднявшись на вершину. Еще стоит во время работы над этюдом постоянно вставать на ноги и разминаться: прыгать, приседать, размахивать руками. За час-два сидения над рисунком можно сильно замерзнуть даже при вполне терпимой температуре.

Многие берут с собой фляжку с алкоголем, чтобы согреться. Имхо, лучше уж термос с чаем - пользы больше, потому что алкоголь дает только субъективное ощущение тепла, и объективно мало влияет на ситуацию. Вообще, если нужно уйти на природу далеко и надолго, сначала стоит хорошо поесть. И взять с собой не только термос с чаем, но и шоколад, баранки-печенье, яйца и т.п. А еще на холоде работа, сделанная водорастворимыми красками, покрывается инеем, и вода замерзает. У нас на выезде в горы такое случилось, а ведь минус был еще совсем небольшой.

2. Туман

Забавно, что вы можете не заметить туман, даже если сидите внутри. Чем это плохо? Тем, что в тумане холодно и влажно. Мало того, что замерзаешь незаметно, но быстро, так еще и водорастворимые краски перестают сохнуть, и бумага мокнет. А иногда на поверхности красочного слоя появляется такая характерная фактура, капельки. Я поняла, что надо почаще поднимать голову и смотреть вдаль, особенно если выбрано место у воды. Если появился туман, надо собираться и уходить, здоровье дороже. А лучше вообще не садиться близко к воде.

Вот фотографии с пленэра в тумане. Как вы видите, это еще не поздняя осень:

 

3. Сырость

Вечная проблема для тех, кто работает с бумагой и водорастворимыми материалами. Сырость и холод сильнее у земли, и поэтому прямо на ней лучше не сидеть - ни на коленках, ни на подстилке. Стоит таскать стульчик, и папки с бумагой стараться разместить повыше: не класть рядом на траву, а подвешивать на ветку, и т.д. Чем дальше от земли будут ваши вещи, бумаги и задница - тем лучше. И еще, нужно стараться во что бы то ни стало сохранить ноги сухими и теплыми. Мне в этом деле помогает набор специальных спортивных носков, рассчитанных на холодную погоду, и пищевая пленка.

4. Ветер

На случай дождя и пронизывающего ветра я таскаю с собой дождевик, который выглядит как большущее пончо с капюшоном. И при выборе места для рисования стараюсь спрятаться за камнями, за холмом или за деревьями. Во-первых, так работу ветром не унесет, а во-вторых, меня не продует. Еще на случай сильного ветра удобно носить с собой зажимы или планшет с зажимом. Но это вроде бы все и так делают.

 

5. Темнота

Осенью рано темнеет. Если планируется большое путешествие, то стоит взять с собой фонарик.
В горах часто бывает так: наверху кажется, что еще достаточно светло, а когда начинаешь спускаться, понимаешь, что света недостаточно и дорогу не видно. И в лесу бывает: на поляне света хватает, а в чаще уже сумрачно. Чтобы разгрузить руки, можно взять налобный фонарик вместо обычного. И лучше не ходить в темноте по местности, которую не знаете.

Все эти рекомендации подходят и для весеннего пленэра.

Экстремальный пленэр

 

А теперь прохладные истории про пленэры в суровых погодных условиях.

1. Самый экстремальный пленэр у меня был на Полярном Урале, в августе 2014 года, в плюс три. Я там была с Юлей Тар и Юлей Созиновой. В один прекрасный день мы доехали до станции Собь на поезде, а там забрались на горку и сели рисовать. Приехали утром, обратный поезд должен был идти вечером. На воздухе нам предстояло провести примерно семь часов. Поначалу было не так уж холодно, даже солнце иногда выглядывало, но скоро горку накрыла мокрая холодная туча. Вы когда-нибудь внутри тучи осенью сидели? Незабываемый опыт.

 

Поначалу я не сообразила, почему так мокро и холодно. Видимость почти не изменилась, долина была открыта, только небо над горами заволокло и на этюде появились крапинки, как от дождя. А Тар посмотрела на соседнюю гору, и говорит: народ, мы в облаке. Когда спустились пониже и развели костер за грядой высоченных камней, уже вовсю моросило. Но деваться было некуда. Мы напились чаю с шоколадом, погрели свиные языки с хлебом и стали работать дальше. Так сидели довольно долго, промокли и окончательно замерзли. Я под конец стянула носки и сунула их к костру, чтобы они хоть немного подсохли. Носки подкоптились и не подсохли, а просто стали горячие.

В поезд наша команда еле влезла, все были полупростывшие и сонные. У Созиновой нашлись таблетки от простуды, мы дружно проглотили их с чаем и повалились на полки. Помню, что в вагоне было очень жарко, и из-за резкого перепада температур меня начало лихорадить. Потом я задремала.

В Лабытнанги поезд пришел около двенадцати. Очень долго паром не мог отойти от пристани; ночи уже были темные, к тому же разошелся дождь и поднялся ветер. И вот мы стоим на пароме, пьем чай из термоса, и смотрим на прожектор, который пытается нащупать в воде перед паромом сигнальные буйки. Луч прожектора ярко-белый, и в нем видно, как ветер несет дождевые капли почти параллельно воде.

2. Примерно так же холодно было на маленьком пленэре в Изборске. Если честно, мы с Тар ехали туда погулять, посмотреть крепость, пофотографировать. Был конец зимы 2014, за Псковом снег еще и не думал таять. Какой тут может быть пленэр?

Но совершенно случайно мы обнаружили там чудесное место: Словенские ключи. "Легенду об Аанге" все видели? Помните священный источник на Северном полюсе? Тут почти один в один: везде снег, деревья черные, тропинка покрыта льдом. А из земли бьет источник, живая вода стекает в озеро ручьем, вокруг ручья зеленая трава. На озере проталина, и в ней живут лебеди.

 

Хорошо хоть Тар взяла краски, и мы сели работать. Чуть не отморозили ноги и попу. Тут пригодилась наша привычка ограничивать время выполнения этюдов. А еще помогло то, что рядом с ключами и крепостью был трактир. Чай, блины, теплая батарея и запас сухой одежды спасли нас от простуды. Правда, сейчас я понимаю, что нам сразу нужно было одеваться потеплее и брать все инструменты для рисования. А то "мы только погулять, авось не замерзнем". Конечно, конечно.

 

3. В Петрозаводск и на Кивач я поехала в марте, и тогда было много транспортных проблем. Если до того же Изборска мы добрались легко и приятно, то с водопадом Кивач все оказалось сложнее. Сначала ехали до Кондопоги, а там ловили такси, и такси везло нас сначала по шоссе, потом по лесной дороге. И привезло в заповедник, где на зиму закрыто было все, кроме музея. Никакого тебе кафе, никакого чая. Снега полно, конечно. Сушили носки на батарее в музейном зале. Очень стыдно! Я тогда радовалась, что не имею привычки таскать с собой этюдник: под конец дня мне бы точно захотелось выбросить его в воду.


 

Так вот, какой полезный опыт я извлекла из всех этих путешествий? Если приключения и пленэр намечаются осенью или зимой, нужно надеть термобелье, с собой взять носки в большом количестве, термос с чаем и хорошую аптечку. Этюдник брать не обязательно, можно обойтись папкой; даже краски не обязательно, зимой можно с тушью и линерами на день выехать, это тоже здорово. Обязательны только носки.

В теплое время года выезжать на пленэр немного легче, но там свой набор: мне кажутся обязательными шляпа с широкими полями или навес от солнца, средства от насекомых, и тот же термос с чаем. Потому что чай это всегда прекрасно. *_*

По материалам блока Юлия Никитина

Зимний пленэр

Зимний пленэр
П.П. Попов


ClassicRAWZao2Работа художника в условиях зимнего времени одновременно увлекательна и сложна. Особую пре лесть составляет многообразие холодных цветовых гамм, которые в таком объеме не часто увидишь в иные времена года. С другой стороны — при натурной работе донимает холод. Хотелось бы предложить юным художникам несколько советов, основанных на личном опыте.
Крымов как-то сказал: «Не важно, что писать, важно — хорошо устроиться». Эта шутка профессионала говорит о необходимости технической подготовки к работе на зимнем пленэре. Первое: работать с натуры зимой нужно масляными красками. Они не застывают на мо розе. Второе: обязательно необходимо тепло и удобно одеться. Сегодня для этого могут помочь имеющиеся в продаже специальные костюмы для рыбалки или охоты (это легкие и удобные, при этом теплые куртка и полу комбинезон). Их можно купить в магазине рабочей одежды. Обязательно нужны теплые специальные сапоги с термоэффектом. Спасут в морозное время шапка-ушанка, перчатки для лыжников. Вместо шарфа лучше надевать так называемое «вязаное горло». Нелишне брать с собой овчинную безрукавку, которая надевается в случае сильного мороза. Такая экипировка поможет вам успешно противостоять коварному холоду. Подумайте сами — как обидно прекратить работу над удавшейся вещью из-за того, что застыли ноги или пальцы не способны держать кисть!
Этюдник я кладу в рюкзак. Туда же кладу термос с горячим чаем. Рюкзак нужен для удобства. Обе руки будут свободны. К непосредственной работе с натуры тоже следует подготовиться. Заранее выбранный картон должен быть достаточно плотным, чтобы его не коробило при нанесении грунта. Грунтуем его в мастерской. Грунт лучше использовать быстросохнущий, акриловый. При этом я всегда делаю его составным, соединяя белый и черный цвета. В банку с белым грунтом добавляю немного черного. Очень важно не перетемнить. В результате получается грунтовка среднего светло-серого тона. Это дает красивый сложный холодный цвет. С таким тоном картона очень удобно работать. Он уже создает полутон для снега. Дальнейшие прописки по нему позволяют легче искать и отображать существующие в натуре как теплые, так и еще более холодные, плотные оттенки цветов.
Следует отметить, что этюдная работа для художника не самоцель. Это этап по сбору материала для картины. Отсюда понятно, что мотив в природе следует тщательно выбрать до того момента, как вы вышли к нему с кистями и холстом. Возможно, что утром или вечером он будет смотреться интереснее, чем днем.
Этюд нужно начинать с рисунка. Обычно он осуществляется углем для рисования. Очень важно сделать хороший композиционный рисунок: определить пропорции архитектуры, если это городской мотив, прорисовать в здании окна, балконы, прочие детали. Большую роль играют деревья на первом плане. Необходимо выявить их точную форму, силуэт, конструкцию. Такое же отношение должно быть к фигурам прохожих, группам людей. Не торопитесь писать красками, сделайте подробный рисунок. От этого зависит скорость и качество дальнейшего исполнения этюда. Когда рисунок закончен, его обязательно нужно закрепить специальным фиксативом для угля. Можно даже применить лак для волос «Прелесть» (он такой же по эффекту, но в несколько раз дешевле).
Когда рисунок закреплен, можно начать работать красками. Здесь тоже важно не спешить. Наша задача — попасть в цвет и тон натуры. Наносить краску на рисунок нужно прозрачно, начиная с самых светлых мест, видимых в натуре. Обычно берется разбавитель-тройник (одна часть пинена, одна часть масла льняного, одна часть лака даммарного). Повторюсь снова: следует, начиная со светлых предметов натуры, а не наоборот. Затем мы постепенно переходим к изображению более темных мест в природе, стараясь взять цвет и тон в полную силу натуры. Когда жидкий прозрачный подмалевок завершен, можно приступать к пастозной живописи, применяя белильные смеси. Но не нужно все переписывать и бездумно закрашивать уже подмалеванные и нарисованные части этюда. Дальнейшая работа должна быть лаконичной: на уточнение цвета, тона, композиции и фактуры. В конце концов, нужно стремиться к тому, чтобы в завершенном этюде был виден и рисунок углем, и жидкий подмалевок, и пастозная моделировка частей этюда. Работая таким образом, вы будете писать быстро. Этюд будет выглядеть лаконично, легко исполненным, свежим по краскам. При таком ведении работы изображение может быть очень подробным, с внимательной проработкой деталей и довольно широко обобщенным, в зависимости от мотива и задачи. Особое внимание надо уделить этюдам в серый день. В этом случае все цвета и тональности несколько сблизятся и важно будет увидеть ритм тончайших, прозрачных серых теней, которые и придадут своеобразие вашему этюду.
Если вы собираетесь писать в солнечный зимний день, не забудьте взять зонт от солнца для художников. Это кажется необычным для зимы. Но изобразительная плоскость должна быть установлена так, что-бы на нее не падали лучи солнца или сильные рефлексы. Иначе этюд, написанный на солнце, в мастерской будет выглядеть вялым по цвету и темным. Чтобы этого избежать, работайте в тени вашего зонтика. Удобнее также выбирать место для мотива таким образом, чтобы солнце было от вас сзади и немного справа. Тогда у вас будет, как минимум, два часа на работу. В течение этого времени общее состояние освещения заметно не изменится. Будут перемещаться только тени. Если пишете в «контражур», то становитесь так, чтобы солнце было перед вами чуть слева. Тогда будет достаточно времени для работы. Если солнце у вас совсем сбоку, то времени на работу будет очень мало. Состояние быстро изменится, и вы ничего не успеете сделать. Будет жаль потраченного времени и сил. Возникнет разочарование из-за неудачи в работе. А вся причина — в нарушении простых правил.
Все мы знаем, как разнообразна и неповторима природа. Красота натуры никогда не надоедает, а только восхищает. Поэтому художник так стремится на пленэр. Несмотря на разнообразие натуры, мы можем наблюдать в природе некоторые закономерности. Например, в солнечный день свет на снегу будет теплым, падающие тени холодные. Однако они окажутся теплее сине-зеленоватого неба, а полутон на снегу — это смесь света и падающей тени. Советую всегда наблюдать натуру методом сравнения, тогда вы научитесь находить закономерности состояний природы в разное время суток, года и так далее. Это умение пригодится для работы над картиной в мастерской.
Думаю, что ни один художник не пройдет мимо заснеженной московской улицы в сумерках, когда зажигают фонари и краски на снегу вступают в гармоничную игру теплых и холодных цветов. Машины плотной массой медленно везут своих пассажиров, вспыхивая красными и желтыми фонарями. Дворники в ярко-оранжевых костюмах торопливо сгребают снег. Москва засыпает, но в огромном индустриальном городе продолжается движение, а над ним тихо парят снежинки. Такой мотив никогда не напишешь с натуры, даже не пытайтесь. Состояние сумерек проходит быстро, к тому же мешает падающий снег.
Выходя на натуру, следует точно выбирать время дня. Для пленэра мало подходят раннее утро и поздний вечер. В такое время быстро меняется световое и цветовое состояния. В этом случае художнику помогает работа по памяти. К тому же сознание запоминает лишь часть увиденного, то, что наиболее поразило художника. Это и есть самое главное, рождающее поэтический и цельный образ. Однако для произведения, требующего выявления всей картины мира, нужны детали. Поэтому начинающему художнику следует развивать зрительную память. Подобное связано с тем, что природу, московскую или иную улицу, видишь в движении света от машин, в состоянии наплывающих сумерек, падающего снега и прочее. Это практически невозможно сразу зарисовать, надо наблюдать и отмечать в памяти. По возвращении в мастерскую следует зафиксировать впечатления в эскизном виде. Сначала будет трудно. Ведь память человека несовершенна. Она не в состоянии запечатлеть все многообразие мотива. Не нужно этого бояться. Постоянные упражнения помогут развить способность не только запоминать, но и делать отбор художественных средств. Я называю это этюд-впечатление.
Часто такой этюд становится эскизом к картине. Подобная работа по впечатлению должна стать постоянной практикой молодого художника. Это и есть первый шаг к созданию собирательного образа. Ведь конечной целью занятия на пленэре является написание картины в мастерской. Развивать зрительную память и способность работать по впечатлению лучше всего зимой. Отношение белого снега к серому небу, к цветным силуэтам домов, заснеженным деревьям, легче проанализировать, сравнить и запомнить.
Студенты меня часто спрашивают: сколько нужно времени, чтобы стать художником? Я отвечаю так, как со мной когда-то шутил мой учитель Афанасий Евстафьевич Сухинин: «Когда хорошо и внимательно напишешь 2000 этюдов — станешь художником». Повторюсь, этюды не самоцель. Но они развивают чувство цвета, ощущение живой изменчивости натуры. Немало значит способность находить интересный мотив, ощущать неожиданную выразительность композиции.

По материалам сайта: http://grammatik.ru

Летний пленэр

Александр Григорьев-Саврасов
Летний пленэр

ClassicRAWZao54Как Вы думаете, какое время года самое подходящее художнику для работы на натуре? Конечно же, это летний пленэр. Кто-то со мной не согласится, и это верно - осень, например, намного колоритней и интересней. Так оно и есть, но не забывайте, что осень непредсказуема в отношении смены погоды.

Три месяца лета - это три месяца максимально комфортной работы на пленэре. Осенью у Вас больше шансов быть застигнутым дождём, порывистым ветром и даже снегом. Если учесть, что осеннее светлое время суток намного короче летнего, то это ещё один плюс в пользу лета.

Я не раз слышал от некоторых художников, что они летом не пишут, потому что не знают, как писать зелень. Будто бы свежая листва настолько ядовито-зелёная, что писать её нельзя. У художников вообще свои причуды. Некоторые пишут только зиму, либо в их творчестве она преобладает, а есть любители весенних сюжетов, но для начинающих художников лето — лучшее время года, и вот почему.

Летние дни наиболее спокойны, а значит, можно долго работать над этюдом, не гонясь за переменами освещения. Не нужна дополнительная одежда как в холодное время года, можно не раз вернуться на одно и то же место, будучи уверенным, что ничего не изменилось как, например, осенью.

Если Вы когда-нибудь пробовали писать на пленэре, то с Вами может произойти одно из двух: либо пленэр станет Вашей страстью как рыбалка для рыбака, либо Вас туда больше и пряником не заманишь.

Так бывает с художниками, привыкшими работать только в мастерской, используя вспомогательный материал (как правило, фотографии). И дело даже не в комарах и зимнем морозе - они теряются, не понимая, как вести работу с натуры.

Автор, использующий только фотографии, не умеет компоновать, делать отбор, создавать картину из наиболее выразительных объектов видимого им мира. Фотография предлагает готовое решение, которого нет в пленэрной работе.

Художники, имеющие за плечами сотни часов работы на природе, обладают хорошей закалкой, они пишут стремительно, не мешкая, не копошась, потому как привыкли к изменчивости состояния природы, у них натренированная память и твёрдая рука.

Простыми словами, если Вы хотите вырасти профессионально, Вам необходим опыт работы на пленэре. Даже если пейзаж не Ваша любимая тема, есть смысл время от времени писать в этом жанре ради опыта.

Ещё одна проблема при работе на пленэре, для некоторых она может стать непреодолимой, а именно, зеваки, которые, как правило, не проходят мимо художников. Творческий процесс - отчасти таинство, и бывает очень сложно в него погрузиться, когда кто-то советует тебе под руку.

По большей части люди все адекватные, но есть индивиды занудные, бывают чересчур любопытные, а случаются и агрессивные. У меня однажды был такой случай.

Писал я на городской набережной, на удивление, никто меня не беспокоил, и уже под конец работы ко мне привязалась компания здоровенных братков навеселе. Мол, что я тут встал, дорогу им загородил, по какому праву и т.д. Хорошо, среди них один трезвый был. Он-то меня и спас, растолкал своих бойцов разгорячённых.

Вот ещё случай. Стоим мы с товарищем, пишем улицу деревенскую, а мимо папаша с ребёнком идёт. Тут сын его встал, как вкопанный, и давай за нами наблюдать и вопросы задавать, но не нам, а своему отцу. Мы пишем, а папаша вслух комментирует, будто бы он дома на диване фильм смотрит и пояснения даёт.

Ребёнок на картину моего товарища показывает и спрашивает, почему у него так намалёвано? А папаша отвечает: “Малевич потому что, вот и намалёвано, смотри, сейчас он нам квадрат сбацает”. Я на товарища гляжу, а он уже покраснел весь от злости, вот — вот взорвётся, но до этого не дошло. Ребёнок устал, и они ушли, потеряв к нам всякий интерес.

В тот день мы ничего путного написать не смогли, рабочий настрой был потерян.

Иногда люди подходят и просят продать работу или у них есть сюжет на заказ, такие встречи могут быть полезными. Вообще в городах можно работать, оставаясь в толпе незамеченным, не то что в посёлках и деревнях, где художников, бывает, отродясь не видели.

Помню, писал я как-то в поле рядом с дорогой в одной из деревень, мимо автомобиль как пуля проскочил. Минуты через две смотрю, задом возвращается только для того, чтобы на меня посмотреть. Машинка маленькая, а народу в ней битком, все к стёклам приникли и глазам своим не верят, что я там в их поле за красоту разглядел, да ещё и на холсте запечатлеть собираюсь.

Много было разных историй, ведь пленэр - это не фантазийные сюжеты, не придуманные картинки, а, если можно так сказать, передовая линия фронта в борьбе за художественный образ, за правду жизни, за подлинность сюжета.

Сейчас смотрю на начинающих художников, как они мучаются даже не с холстом, а с палитрой, каждый раз краски в случайном порядке на ней располагая. Вот бы им поработать недельку в полевых условиях - и в дождь, и в солнце, а бывает, что в кромешную тьму - эти проблемы ушли бы навсегда.

Иногда начинаешь писать на закате, а заканчиваешь уже ночью. Интересно, что дописывая работу в темноте по памяти, почти никогда не ошибаешься, потому как помнишь, где у тебя какие краски на палитре лежат. Всё отработано до автоматизма, и часто такие этюды удачными выходят.

Есть такое понятие у профессиональных живописцев как необходимость расписаться, втянуться в работу. Первые дни на пленэре, как правило, больших побед не приносят, а когда уже перестаёшь думать о технических вопросах, композиционных, колористических, тогда начинают получаться лучшие вещи.

Можно за считанные минуты шедевры выдавать - и ночь лунную с натуры писать, и летний зной в полдень, когда ни единой тени нет, и зелень лета во всей красе показать, и многие иные трудности преодолевать с лёгкостью.

Когда пленэр, рассчитанный на неделю или месяц, подходит к концу, домой возвращаешься с чувством выполненного долга. Всё лучшее, чем в природе восхищался, с собой уносишь, всё на холстах, твоей рукой написанное. Этот труд не сравнишь с фотографиями, которые щёлкаешь в спешке, надеясь, что по ним в мастерской картины писать будешь. Может, и будешь, но те картины никогда не заживут, не заиграют красками как работы, созданные на пленэре.

Пленэр - тема обширная. У каждого маститого художника свои художественные приспособы, свои секреты. Например: как написанные работы доставить до мастерской, не смазав по дороге, как хороший зонт от солнца приобрести, как этюдник надёжный выбрать и т.д.

Вот ещё горячая тема - можно ли этюды дописывать в мастерской, будет это правильным или нет? Оставим её для следующих статей, сейчас я желаю Вам хорошо, а главное, с пользой провести лето и выбраться-таки на пленэр поработать с натуры.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Никто не спорит, что в следующем году лето никуда от нас не денется. Для того, кто живёт завтра, сегодня не наступит никогда!

Статья перепечатана с сайта: http://grigoryevalexandr.ru/letnii-plener.html 

ПАРТНЁРСКИЕ ПРОГРАММЫ: Всероссийский проект "АРТ-ПОЭЗИЯ" (www.artpoetry.ru):

artpoetry 9