Четверг, 19 апреля 2018
ruarzh-CNenfrdeitfaptesyi

Pleinairs 1

  • Следующая выставка:
  • в РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ (МАХЛ РАХ)
  • 02-08 марта 2018 года
  • Регистрация: до 25 марта 2018 включительно
  • Формы участия: ОЧНО и ЗАОЧНО
A+ R A-

Летний пленэр

Александр Григорьев-Саврасов
Летний пленэр

ClassicRAWZao54Как Вы думаете, какое время года самое подходящее художнику для работы на натуре? Конечно же, это летний пленэр. Кто-то со мной не согласится, и это верно - осень, например, намного колоритней и интересней. Так оно и есть, но не забывайте, что осень непредсказуема в отношении смены погоды.

Три месяца лета - это три месяца максимально комфортной работы на пленэре. Осенью у Вас больше шансов быть застигнутым дождём, порывистым ветром и даже снегом. Если учесть, что осеннее светлое время суток намного короче летнего, то это ещё один плюс в пользу лета.

Я не раз слышал от некоторых художников, что они летом не пишут, потому что не знают, как писать зелень. Будто бы свежая листва настолько ядовито-зелёная, что писать её нельзя. У художников вообще свои причуды. Некоторые пишут только зиму, либо в их творчестве она преобладает, а есть любители весенних сюжетов, но для начинающих художников лето — лучшее время года, и вот почему.

Летние дни наиболее спокойны, а значит, можно долго работать над этюдом, не гонясь за переменами освещения. Не нужна дополнительная одежда как в холодное время года, можно не раз вернуться на одно и то же место, будучи уверенным, что ничего не изменилось как, например, осенью.

Если Вы когда-нибудь пробовали писать на пленэре, то с Вами может произойти одно из двух: либо пленэр станет Вашей страстью как рыбалка для рыбака, либо Вас туда больше и пряником не заманишь.

Так бывает с художниками, привыкшими работать только в мастерской, используя вспомогательный материал (как правило, фотографии). И дело даже не в комарах и зимнем морозе - они теряются, не понимая, как вести работу с натуры.

Автор, использующий только фотографии, не умеет компоновать, делать отбор, создавать картину из наиболее выразительных объектов видимого им мира. Фотография предлагает готовое решение, которого нет в пленэрной работе.

Художники, имеющие за плечами сотни часов работы на природе, обладают хорошей закалкой, они пишут стремительно, не мешкая, не копошась, потому как привыкли к изменчивости состояния природы, у них натренированная память и твёрдая рука.

Простыми словами, если Вы хотите вырасти профессионально, Вам необходим опыт работы на пленэре. Даже если пейзаж не Ваша любимая тема, есть смысл время от времени писать в этом жанре ради опыта.

Ещё одна проблема при работе на пленэре, для некоторых она может стать непреодолимой, а именно, зеваки, которые, как правило, не проходят мимо художников. Творческий процесс - отчасти таинство, и бывает очень сложно в него погрузиться, когда кто-то советует тебе под руку.

По большей части люди все адекватные, но есть индивиды занудные, бывают чересчур любопытные, а случаются и агрессивные. У меня однажды был такой случай.

Писал я на городской набережной, на удивление, никто меня не беспокоил, и уже под конец работы ко мне привязалась компания здоровенных братков навеселе. Мол, что я тут встал, дорогу им загородил, по какому праву и т.д. Хорошо, среди них один трезвый был. Он-то меня и спас, растолкал своих бойцов разгорячённых.

Вот ещё случай. Стоим мы с товарищем, пишем улицу деревенскую, а мимо папаша с ребёнком идёт. Тут сын его встал, как вкопанный, и давай за нами наблюдать и вопросы задавать, но не нам, а своему отцу. Мы пишем, а папаша вслух комментирует, будто бы он дома на диване фильм смотрит и пояснения даёт.

Ребёнок на картину моего товарища показывает и спрашивает, почему у него так намалёвано? А папаша отвечает: “Малевич потому что, вот и намалёвано, смотри, сейчас он нам квадрат сбацает”. Я на товарища гляжу, а он уже покраснел весь от злости, вот — вот взорвётся, но до этого не дошло. Ребёнок устал, и они ушли, потеряв к нам всякий интерес.

В тот день мы ничего путного написать не смогли, рабочий настрой был потерян.

Иногда люди подходят и просят продать работу или у них есть сюжет на заказ, такие встречи могут быть полезными. Вообще в городах можно работать, оставаясь в толпе незамеченным, не то что в посёлках и деревнях, где художников, бывает, отродясь не видели.

Помню, писал я как-то в поле рядом с дорогой в одной из деревень, мимо автомобиль как пуля проскочил. Минуты через две смотрю, задом возвращается только для того, чтобы на меня посмотреть. Машинка маленькая, а народу в ней битком, все к стёклам приникли и глазам своим не верят, что я там в их поле за красоту разглядел, да ещё и на холсте запечатлеть собираюсь.

Много было разных историй, ведь пленэр - это не фантазийные сюжеты, не придуманные картинки, а, если можно так сказать, передовая линия фронта в борьбе за художественный образ, за правду жизни, за подлинность сюжета.

Сейчас смотрю на начинающих художников, как они мучаются даже не с холстом, а с палитрой, каждый раз краски в случайном порядке на ней располагая. Вот бы им поработать недельку в полевых условиях - и в дождь, и в солнце, а бывает, что в кромешную тьму - эти проблемы ушли бы навсегда.

Иногда начинаешь писать на закате, а заканчиваешь уже ночью. Интересно, что дописывая работу в темноте по памяти, почти никогда не ошибаешься, потому как помнишь, где у тебя какие краски на палитре лежат. Всё отработано до автоматизма, и часто такие этюды удачными выходят.

Есть такое понятие у профессиональных живописцев как необходимость расписаться, втянуться в работу. Первые дни на пленэре, как правило, больших побед не приносят, а когда уже перестаёшь думать о технических вопросах, композиционных, колористических, тогда начинают получаться лучшие вещи.

Можно за считанные минуты шедевры выдавать - и ночь лунную с натуры писать, и летний зной в полдень, когда ни единой тени нет, и зелень лета во всей красе показать, и многие иные трудности преодолевать с лёгкостью.

Когда пленэр, рассчитанный на неделю или месяц, подходит к концу, домой возвращаешься с чувством выполненного долга. Всё лучшее, чем в природе восхищался, с собой уносишь, всё на холстах, твоей рукой написанное. Этот труд не сравнишь с фотографиями, которые щёлкаешь в спешке, надеясь, что по ним в мастерской картины писать будешь. Может, и будешь, но те картины никогда не заживут, не заиграют красками как работы, созданные на пленэре.

Пленэр - тема обширная. У каждого маститого художника свои художественные приспособы, свои секреты. Например: как написанные работы доставить до мастерской, не смазав по дороге, как хороший зонт от солнца приобрести, как этюдник надёжный выбрать и т.д.

Вот ещё горячая тема - можно ли этюды дописывать в мастерской, будет это правильным или нет? Оставим её для следующих статей, сейчас я желаю Вам хорошо, а главное, с пользой провести лето и выбраться-таки на пленэр поработать с натуры.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Никто не спорит, что в следующем году лето никуда от нас не денется. Для того, кто живёт завтра, сегодня не наступит никогда!

Статья перепечатана с сайта: http://grigoryevalexandr.ru/letnii-plener.html 

ПАРТНЁРСКИЕ ПРОГРАММЫ: Всероссийский проект "АРТ-ПОЭЗИЯ" (www.artpoetry.ru):

artpoetry 9